ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ


ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ
    ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ (Πτολεμαῖος ὁ Κλαύδιος, Ἀλεξανδρεύς) (ок. 100-170 н. э.), греческий ученый и философ; работал в Александрии. Сведений о его жизни не сохранилось. Считается, что его основные произведения созданы во времена правления имп. Антонина Пия (138-161).
    Сочинения. П. был автором обширного корпуса сочинений, включавший труды по астрономии, гармонике, астрологии, оптике, географии, хронологии и теории познания. На греческом языке сохранились: астрономический трактат «Альмагест» в 13 кн., наиболее известное произведение П.; трактат «О фазах неподвижных звезд и собрание их знамений», «Готовые [астрономические] таблицы и расчеты», «Гармоника» в 3-х кн., учебник по астрологии «О влиянии созвездий», Ἀποτελεσματικά, известный также под названием «Четверокнижие» («Тетрабиблос»); «Гипотезы о планетах» (Ὑποθέσεις τῶν πλανωμένων) (сохранились не полностью), «Руководство по географии» (Γεωγραφικὴ ὑφήγησις) в 8-ми кн. (кн. 4—8-я сохр. не полностью), «Музыка», трактат «О критерии и ведущем начале», а также авторский список открытий П. В переводе с арабского дошли: «Оптика», «Планисфера» и «Аналеммы» (по геометрии сферы). По свидетельству Симпликия, П. написал также «Об элементах» (Περὶ τῶν στοιχείων, Simpl. In De Caelo 20, 10 Heib.) и «О [трех] измерениях» (Περὶ διαστάσεως, Ibid. 9, 21; ср. Eustrat. In Ε. Ν. 322, 4 Heylbut: П. рассуждал о теле как трехмерно протяженном в длину, ширину и глубину).
    Труды П. стали предметом изучения и комментирования уже в Античности. Сохранились комментарии на «Альмагест» математиков Паппа Александрийского (ок. 320) и Теона Александрийского (ок. 370), комментарий неоплатоника Порфирия на «Гармонику» и его же «Введение в «Четверокнижие» Птолемея» (комментарии на «Четверокнижие» Порфирия и Прокла утрачены).
    «Альмагест». Традиционное название «Альмагест» представляет собой арабизированную транскрипцию («Альмаджисти») оригинального греческого названия трактата: ἡ ματεματικὴ σύνταξις («Математическое сочинение»). Своим трактатом П. продолжает традицию, которую можно возвести к трудам по астрономии академика Евдокса Книдского. Ближайшим источником «Альмагеста» послужил трактат Гиппарха Никейского (2 в. до н. э.), который П. дополнил материалами собственных наблюдений и теоретическими новшествами. 1-я книга «Альмагеста» содержит основные принципы его учения, в т. ч.: о кругообразном вращении небосвода и шарообразной форме Земли, которая помещается в центре мира (геоцентризм); о том, что Земля не перемещается в пространстве и пр. В пользу геоцентризма П. приводит ряд аргументов - как чисто теоретических, так и основанных на наблюдении (в частности, о неподвижности Земли свидетельствует, по П., то, что брошенное вертикально вверх тело падает на то же самое место). Геоцентрическая модель космоса, изложенная в «Альмагесте», оставалась наиболее влиятельной вплоть до работ Николая Коперника (16 в.), обосновавшего гелиоцентризм.
    Содержание книг «Альмагеста»: в 1 и 2-й кн. собраны сведения по сферической астрономии; в 3-й кн. излагается теория видимого годичного движения Солнца, обсуждаются даты равноденствий, продолжительность года и т. д.; 4-я кн. посвящена теории движения Луны и вопросу о продолжительности синодического месяца; в 5-й говорится о конструировании некоторых приборов, напр., астролябии, и продолжается изучение теории движения Луны; 6-я кн. посвящена теории солнечных и лунных затмений; содержание 7-й и 8-й книг составляет «Каталог звезд» П. - описание свойств и характеристик более 1000 звезд, рассматривается движение сферы звезд и т. п.; кн. 9-13 содержат теорию движения планет (Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры и Меркурия). Для истории астрономии большое значение имела созданная П. теория эпициклов, сменившая представление о равномерно вращающихся вокруг Земли гомоцентрических небесных сферах (теория, разработанная Евдоксом и Каллиппом и принятая в космологии Аристотеля).
    Руководство по астрологии в 4-х кн. «Тетрабиблос» («Четверокнижие») было написано П. после «Альмагеста». Современные издатели принимают, что оригинальным названием произведения было «О влиянии созвездий» Ἀποτελεσματικά), которое ранее считалось названием отдельного произведением, и отказываются от заголовка Τετράβιβλος. Первые две книги руководства посвящены общей астрологии, влиянию звезд на человечество, страны и расы; третья и четвертая книги - влиянию звезд на отдельных людей и составлению индивидуальных карт рождения (генетлиалогическая астрология). Статус основного пособия по астрологии «Тетрабиблос» утратил с появлением «Введения в астрологию» Павла Александрийского (рубеж 5-6 вв.).
    «Гармоника» (Ἁρμονικά) П., посвященная теории музыки (исследование звуков и их сочетаний и т. п.), - наиболее обстоятельная из всех известных греческих работ по данной теме. Большую историко-научную ценность представляют цитируемые П. утраченные произведения своих предшественников. В 1-й кн. П. много внимания уделяет обсуждению и критике двух основных античных музыкальных теорий - пифагорейцев и Аристоксена; свою задачу П. видит в построении такой теории, в которой чувственное восприятие и разум не вступали бы в конфликт (ту же позицию он занимает и в трактате «О критерии»).
    Небольшой трактат «О критерии и ведущем начале» (Περὶ κριτηρίου καὶ ἡγεμονικοῦ, лат. De judicandi facultate et animi principatu) представляет интерес для истории эллинистической философии и эпистемологии. В 1-й части трактата (De jud. fac. 1-12 Lammert) содержится обзор познавательных способностей души, описывается различие чувственного восприятия и разума. В специальном разделе, посвященном научной терминологии (4, 2—6), П. пишет, что ученый должен использовать для предварительного описания фактов слова обыденной речи, в их общепринятом значении, и только после того, как предмет будет вполне изучен, в своих определениях он должен обратиться к более точной терминологии, иногда, возможно, используя необычные выражения или предлагая новые (подробнее см. Берлинский 2006). Во 2-й части (13-16) П. рассматривает связь тела и души, локализацию различных познавательных способностей в телесных органах, опираясь в своем изложении на учение и терминологию перипатетиков, эпикурейцев и особенно стоиков. Π утверждает, что тело и душа взаимодействуют в едином организме и говорит о душе как «смешанной» с теми местами тела, которые выполняют те или иные функции. Чувственное начало души получает воздействие через посредство органов восприятия и преобразует полученные данные в форму представления (φαντασία) и передает уму. Ум воспринимает сообщаемые чувственной душой представления, задействуя способности мышления И суждения (τὴν διανοητικὴν καὶ κριτικὴνἐνέργειαν). Чувственная способность судит только о том, что она сама испытывает (τὰ πάθη), но не судит о вещах (τὰ ὑποκείμενα), ум же судит о том, что поступает ему от чувства в форме представления, и о самих вещах. Без чувства ум был бы слеп, но по отношению к чувствам именно он властитель, в нем заключена память, начало действия и понимания (13, 7—17). Критерий истины П. определяет как принцип, согласно которому выносится суждение о том или ином предмете. Состав критического суждения предполагает предмет суждения (τό κρινόμενον), инструмент (τὸ δι' οὗ κρίνεται), способ суждения (τὸ ᾧ κρίνεται) и цель вынесения суждения (οὗ ἕνεκεν ἡ κρίσις). Напр., предмет суждения - некая величина, инструмент - единица измерения (локоть или фут), способ измерения - наложение или сопоставление, цель - размер величины.
    «Руководство по географии» замечательно в первую очередь не фактическими данными, а заложенными в нем математическими принципами картографирования. П. продолжил традицию математической «теоретической» географии Эратосфена и Гиппарха, с которой разошелся Страбон, предложив нарративную «практическую» географию. В труде П. местоположение 8000 пунктов на планете описано географическими координатами: широтой и долготой. «География» П. приобрела особое влияние в эпоху Возрождения, когда в начале 15 в. греческий подлинник был переведен Джакомо Анджело на латынь и в 1477 издан в Болонье (к началу 17 в. - еще 31 издание); первое издание греческого подлинника принадлежит Эразму Роттердамскому (1523). Благодаря ошибке П., распространившего Азию слишком далеко на Восток, Христофор Колумб надеялся доплыть до нее через Атлантику гораздо быстрее, однако в ходе своего плавания открыл на пути к Азии новый материк - Америку.
    Соч.: Claudii Ptolemaei Opera quae exstant omnia. Ed. J. L. Heiberg. Vol. I—III. Lpz., 1898-1903, 19612; 1) Ptolemy s Almagest. Tr. and annot. by G. J. Toomer. L., 1984; Клавдий Птолемей. Альмагест. Пер. И. H. Веселовского. M., 1998; 2) «Гармоника»: During I. (ed.). Die Harmonielehre des Klaudios Ptolemaios. Göteb., 1930. N. Y.; L., 1980; Barker A. Greek Musical Writings. Vol. 2. Harmonie and Acoustic Theory. Camb., 1989; 3) Hübner W. (ed.). Claudii Ptolemaei Opera. Vol. Ill, 1. Ἀποτελεσματικά. Stuttg., 1998 (ВТ); Клавдий Птолемей. Математический трактат, или Четверокнижие, I—II. Пер. Ю. А. Данилова, -Знание за пределами науки. Сост. И. Т. Касавин. М., 1996, с. 92-133; 4) «О критерии»: De judicandi facultate et animi prineipatu. Ed. F. Lammert, - Claudii Ptolemaei Opera... Vol. III, 2, 19612, p. 3-25; Claudius Ptolemy. On the Kriterion and Hegemonikon. Ed. by Liverpool-Manchester seminar on ancient Greek Philosophy (text and transi.), - Huby P., Neale G. (edd.). The Criterion of Truth: Essays in Honour of G. Kerferd. Liverpool, 1989, p. 179-230.
    Античные комментарии 1) к «Альмагесту»: Rome A. (ed.). Commentaries de Pappus et de Théon d'Alexandrie sur Γ Almageste. T. 1-2. 1936; 2) к «Гармонике»: During I. (hrsg.). Porphyrios Kommentar zur Harmonielehre des Ptolemaios. Göteb., 1932. 1980; 3) к «Введению в Четверокнижие»: Porphyrii Introductio in Tetrabiblum Ptolemaei. Ed. A. Boer, S. Weinstock. Brux., 1940, p. 187-228 (CCAG V, 4).
    Лит.: Long A. A. Ptolemy «On the Criterion»: An Epistemology for the Practicing Scientist, - Dillon J., Long A. (edd.). The Question of «Eclecticism». L., 1988, p. 176-207; Jones A. Ptolemy's First Commentator, - TAPhS 80, 1990; Barker A. Reason and perception in Ptolemy's «Harmonics», - Harmonia Mundi. Ed. by R. Wallace, B. MacLachlan. R., 1991, p. 115 сл.; Idem. Ptolemy's Pythagoreans, Archytas, and Plato's conception of mathematics, -Phronesis 39, 2, 1994, p. 113-135; Pingree D. The Teaching of the «Almagest» in Late Antiquity, -Apeiron 27,4, 1994, p. 75-98; Берлинский А. Л. Античные учения о возникновении языка. СПб., 2006, с. 297-306 (гл. VI, § 3: «Эпикур о второй стадии возникновения языка и учение Птолемея»).
    М. А. СОЛОПОВА

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.

Смотреть что такое "ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ" в других словарях:

  • Птолемей, Клавдий — Клавдий Птолемей (Κλαύδιος Πτολεμαος). Гравюра XVI в. Чтобы увидеть список царей, имевших имя Птолемей, см. Птолемей (значения) Клавдий Птолемей (Κλαύδιος Πτολεμαῖος, ок. 87 165) древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ …   Википедия

  • Птолемей Клавдий — Клавдий Птолемей (Κλαύδιος Πτολεμαος). Гравюра XVI в. Чтобы увидеть список царей, имевших имя Птолемей, см. Птолемей (значения) Клавдий Птолемей (Κλαύδιος Πτολεμαῖος, ок. 87 165) древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ …   Википедия

  • Птолемей, Клавдий — ПТОЛЕМЕЙ Клавдий (около 90 около 160), древнегреческий ученый. Разработал теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, позволяющую предвычислять их положение на небе; совместно с теорией движения Солнца и Луны она составила так называемую… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПТОЛЕМЕЙ Клавдий — (ок. 90 ок. 160) древнегреческий ученый. Разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, позволявшую предвычислить их положение на небе. Вместе с теорией движения Солнца и Луны она составила т. н. птолемееву систему… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Птолемей Клавдий — (около 90  около 160), древнегреческий учёный. Разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, позволявшую предвычислять их положение на небе. Совместно с теорией движения Солнца и Луны она составила так называемую… …   Энциклопедический словарь

  • Птолемей Клавдий — Птолемей (Ptolemáios) Клавдий (2 в.), древнегреческий учёный. Разработал так называемую геоцентрическую систему мира, согласно которой все видимые движения небесных светил объяснялись их движением (часто очень сложным) вокруг неподвижной Земли.… …   Большая советская энциклопедия

  • ПТОЛЕМЕЙ Клавдий — (по латыни Claudius Ptolemaeus) (расцвет деятельности 127 148), знаменитый астроном и географ античности, усилиями которого геоцентрическая теория строения мироздания (именуемая часто Птолемеевой) приобрела окончательную форму. О происхождении,… …   Энциклопедия Кольера

  • Птолемей, Клавдий — (лат. Claudius Ptolemaeus) (после 83 161 н.э.)    астроном, астролог, математик, географ; жил и работал в Александрии. Изучив работы древнегреческих астрономов, П. создал труд «Великое математическое построение астрономии в 13 книгах» (арабские… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Птолемей Клавдий — ПТОЛЕМÉЙ Клавдий (ок. 90 – ок. 160), др. греч. учёный. Жил гл. обр. в Александрии. Разработал матем. теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, позволявшую предвычислить их положение на небе. Совм. с теорией движения Солнца и Луны она… …   Биографический словарь

  • ПТОЛЕМЕЙ Клавдий — (ок. 90 ок. 168) греч. астроном, автор геоцентрич. системы мира. Система П., ставящая Землю в центр конечной Вселенной, соответствовала христ. миропониманию и на протяжении средних веков использовалась и поддерживалась церковью. Она была… …   Атеистический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.